Возможности байдарок

Традиционные представления о возможностях байдарки в мощном многоводном пороге оставляют ей для прохода только узкую прибрежную зону среди камней, где вода имеет принципиально иной характер, чем на основной струе. О спортивной ценности такого сплава не приходится говорить, поскольку пороги остаются в стороне. Важнее, однако, другое. Современная техника водного туризма, расширяя границы байдарочных маршрутов, лишь усугубляет «маловодную» специализацию байдарки, в результате чего реки с «большой водой», байдарочниками давно уже пройденные, продолжают считаться для них «нецелесообразными».
В этой статье предлагаются общие принципы и конкретные приемы сплава исключительно в условиях мощных многоводных рек; они в корне отличаются от известных в технике водного туризма, хотя применение последней в других условиях автор признает необходимым. Рекомендуемая ниже техника отражает опыт прохождения по плотовой лоции «небайдарочных» Оки саянской и Катуни до Чемала, а также попыток сплава по Зеравшану и Риони (май). Во всех случаях группа видела перед собой одну цель: выявить и подтвердить такие свойства байдарки, которые уравнивают ее с плотом в самых мощных сливах.

Динамический сплав

Основной вид возмущений на струе в протяженном сливе — валы. Поскольку остойчивость байдарки в высоких валах более всего подвергалась и подвергается сомнению, обратимся именно к ним, чтобы установить первый главный принцип сплава. А для определенности представим себе встречу байдарки с прямым двухметровым валом, у которого верхняя четверть — пенный гребень, закрученный навстречу струе.
Заметим прежде всего, что устойчивость на курсе в валах равносильна остойчивости, ибо разворот лагом к валу — это верный оверкиль, в то время как переворот через штевень практически невозможен. При этом устойчивость тем хуже, чем выше задирается на валу нос байдарки и чем ниже ее собственная скорость, которую при взлете на вал гасят скатывающая сила и пенный гребень Как это преодолеть?

Байдарка имеет заметлую килеватость, прекрасную динамику (Динамика понимается здесь как способность преодолевать встречный возмущенный поток.) и значительную собственную скорость; два последних свойства — ее явные преимущества перед другими типами туристских судов. Известно, что остойчивость килеватого корпуса возрастает по мере погружения и что искусственное понижение центра тяжести — балласт — усиливает этот эффект. А дополнительная масса, которую дает балласт, выливается в силу инерции при взаимодействии с любым тормозящим препятствием и позволяет быстрому, динамичному кораблю легко пробивать закрученные навстречу гребни, не карабкаясь на самый верх и не теряя драгоценной скорости.

Байдарка

А теперь назовем свойства байдарки, без которых предложенный способ сплава принципиально невозможен. Определяющими будут качественная динамика, прочность, герметичность на сплаве, управляемость и достаточная жесткость. По соображениям безопасности необходимы запас плавучести и непотопляемость.
Исходя из условий сплава динамика байдарки должна обеспечиваться минимальным лобовым сопротивлением, всхожестью на вал и устойчивостью внутри противотока. Эти требования противоречивы и в промышленных моделях уже заложены в различных соотношениях. Остается только подчеркнуть: на все эти свойства в нашем случае влияют не только обводы, но и форма надводной части, которая задается погибью бимсов и контуром кокпита. Оптимальная форма предполагает сдвинутый к корме короткий кокпит, приподнятые и сведенные спереди фальшборта и соотвстственно поднятый в точку сведения (до 20 см над бортами) мидельвейс.
В основе динамического сплава лежит задача сохранения скорости. Поэтому управление байдаркой осуществляется только рулем. Наиболее эффективны заглубленные рули вроде «салютовских», ибо горизонтально вытянутые оказывают значительное тормозящее воздействие. По этой же причине максимальное отклонение пера не должно превышать 30 , а оптимальное составляет 15—20 . Площадь заглубленного пера оценивается как 0,07 Т • L,где Т — осадка, а L, — длина корпуса по ГВЛ. Такое перо создает большие усилия, поэтому подвеска баллера должна иметь жесткую связь с каркасом. Заметим, что многие недооценили управление рулем из-за неправильной загрузки: оптимальная управляемость достигается загрузкой на ровный киль, без всяких дифферентов.
Остальные свойства не нуждаются в развернутых пояснениях. Хорошо известны недостатки выпускаемых моделей. Рассмотрим, насколько существующие типы байдарок соответствуют перечисленным выше свойствам.